Постельные клопы (Heteroptera, Cimicidae) — потенциальные переносчики возбудителей инфекционных болезней
Постельные клопы — одни из первых синантропных насекомых, подвергшиеся процессу синантропизации ещё на заре человечества.
Широко распространены во многих странах мира два вида постельных клопов — Cimex lectularius L. и C.hemipterus F. В Европу эти насекомые были завезены в XI в., а в Америку — при её массовом освоении колонистами. Оба вида — облигатные синантропы, но С. lectularius распространён на всех континентах, кроме Антарктиды, и предпочитает умеренные широты, а С.hemipterus обитает повсеместно в тропиках.
Питание постельных клопов кровью человека обусловливает их статус в качестве вредителей, имеющих медицинское значение. Учёты численности постельных клопов начали проводить только в середине XX в. Так, в Великобритании была создана Королевская комиссия по постельным клопам, которая в 1933 г. сообщила, что все дома в этой стране в большей или меньшей степени заселены клопами, а в 1936 г. для борьбы с этими насекомыми рекомендовали использовать фумигацию сернистым газом и синильной кислотой. С началом применения ДДТ (1940 г.) численность клопов в Англии резко снизилась. Такую же тенденцию отметили в Дании, где начиная с 1945 г. наблюдали снижение заселённости помещений клопами. В середине прошлого века считалось, что проблема постельных клопов — удел слаборазвитых и развивающихся стран. Однако оказалось, что увеличение численности постельных клопов с середины 90-х гг. XX в. — общемировая тенденция.
Так, в США первые сведения об увеличении площадей, заселённых клопами, были опубликованы в 1999 г. В штате Флорида с 1999 г. по 2010 г. численность клопов возросла в 10 раз. Особенно заметным рост численности клопов в США был в 2005-2007 гг. В 2007 г. клопы заселили около 80% квартир. Количество инсектицидных обработок против клопов составляло 5 и более в год.
Примерно в это же время начался резкий подъём численности клопов в Австралии. Так, в начале XXI в. заметно увеличилась заселённость постельными клопами мотелей, отелей, квартир, медицинских учреждений. За последние годы количество инсектицидных обработок в Австралии против постельных клопов возросло в 45 раз.
В Великобритании с середины 1990-х гг. начали поступать сведения о возрастании численности постельных клопов. В настоящее время количество обработок от этих насекомых в Лондоне ежегодно увеличивается на 24,7 %.
В Дании в период 2002-2007 гг. было отмечено существенное повышение численности клопов.
Аналогичные данные были получены из Швеции, где за тот же период количество помещений, заселённых клопами, увеличилось вдвое, причем максимальное количество таких помещений было выявлено в Стокгольме.
С 1999 г. возрастает численность постельных клопов в Швейцарии (Цюрих), а к 2007 г. она увеличилась на 40%. Резкое увеличение численности клопов отметили в этом городе в 2010 г. — более 50% помещений оказались заселёнными этими насекомыми.
Аналогичное повышение заселённости помещений постельными клопами отмечали в Бразилии и Колумбии в начале XXI в.
О важности этой проблемы можно судить по тому факту, что на пяти международных конференциях «Вредные организмы в урбанизированных биоценозах» в период 1992-2005 гг. не было представлено ни одного доклада или сообщения, касающихся постельных клопов и мер борьбы с ними. Однако уже на 6-й (Венгрия, июль 2008 г.), 7-й (Бразилия, июль 2011 г.) и 8-й (Швейцария, июль 2014) конференциях состоялись специальные симпозиумы, на которых были заслушаны доклады, посвящённые увеличению численности клопов и возможным путям решения этой проблемы.
В СССР, а затем и в России численность клопов в разные годы колебалась. Наблюдения за численностью С.lectularius были начаты в Москве с середины 30-х гг. XX в. В 1950-1960-е гг. в СССР отмечали значительное распространение этих насекомых. Так, в Москве в 1958 г. 50-70% квартир были заселены клопами, но за период 1960-1987 гг. объём дезинсекционных работ по борьбе с клопами снизился. В Москве в период 1987-1989 гг. почти не осталось объектов, заселённых этими насекомыми. В целом, в России численность постельных клопов оставалась низкой почти до конца XX в., но в начале XXI в. отметили тенденцию её резкого увеличения.
Поданным Федерального Центра Роспотребнадзора, рост объёмов дезинсекционных мероприятий против клопов, выполненных организациями, подведомственными Роспотребнадзору, в период 2007-2011 гг. составил 33,3%, тогда как объёмы дезинсекционных мероприятий против клопов, выполненные коммерческими и некоммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями, с 2009 г. по 2011 г. выросли в 4,5 раза.
В 2011 г. наибольшее количество обработок против клопов проведено организациями любых форм собственности в следующих субъектах Российской Федерации: в Челябинской и Московской областях, Ямало-Ненецком автономном округе, Свердловской, Иркутской областях, в г. Москве, Кемеровской области и Пермском крае, в г. Санкт-Петербурге и Приморском крае. Дезинсекционные мероприятия проведены с кратностью от 1 раза (в большинстве субъектов Российской Федерации) до 12,2 раз (Красноярский край).
Таким образом, в Российской Федерации борьба с постельными клопами приобретает все большую актуальность.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что в последние два десятилетия происходит повсеместное увеличение численности этих насекомых, что к настоящему времени стало общемировой проблемой. Поэтому в настоящее время постельные клопы рассматриваются как объекты, имеющие эпидемиологический статус.
Потенциальное эпидемиологическое значение постельного клопа
Ранее считалось, что постельный клоп не имеет эпидемиологического значения. В последние годы численность популяций постельного клопа резко возросла, что стало мировой проблемой. Поэтому в настоящее время должно уделяться повышенное внимание выяснению эпидемиологического значения постельного клопа. Давно известно, что эти насекомые провоцируют аллергические реакции у человека. Слюна клопов, выделяемая при укусах, может вызывать различные аллергические проявления у людей (зуд, жжение, покраснение кожи, образование папул и даже анафилактический шок). Согласно данным зарубежных исследователей, в настоящее время почти у 80% людей зафиксированы различные аллергические реакции на укусы клопами.
При высокой численности клопы могут стать причиной железодефицитной анемии, особенно у детей. При интенсивном расчёсывании мест укусов на коже могут возникать гнойнички — ворота для вторичной инфекции. Клопы также являются серьёзным беспокоящим фактором, лишающим людей нормального сна и отдыха
В организме клопов могут присутствовать возбудители различных инфекционных и инвазионных болезней (чума, сыпной и возвратный тифы, туляремия, коксиеллёз — квинслендская лихорадка, или лихорадка Ку). Исследования, проведённые в последние годы, подтверждают, что постельные клопы являются потенциальными кандидатами в переносчики возбудителей опасных заболеваний человека. Так, по данным ряда зарубежных авторов, вирус гепатита В способен длительное время сохраняться в экскрементах постельных клопов, и в ряде случаев показано, что при высокой численности клопов заражение человека может происходить ингаляционно — путём вдыхания частиц экскрементов этих насекомых.
В 2011 г. специалисты из различных медицинских учреждений Франции попытались обобщить имеющиеся данные по исследованиям, касающимся проблемы передачи патогенных организмов от клопов человеку. Данные по некоторым патогенам в сжатой форме приведены ниже (в скобках после названия патогена указана болезнь).
Патогенные организмы, рассмотренные в качестве кандидатов на возможную их передачу С. lectularius:
БАКТЕРИИ
Bacillus anthracis (сибирская язва) — выделяются с экскрементами клопов, где сохраняют патогенность до 4 суток, но не передаются при кровососании.
Mycobacterium leprae (проказа) — обнаружены в слюне и кишечнике клопов, но не размножаются и не передаются при кровососании; по неподтверждённым данным, могут передаваться через укусы клопами в природных условиях
Mycobacterium tuberculosis (туберкулёз) — предполагается перенос при укусах клопами в природных условиях по аналогии с предыдущим видом из этого рода.
Coxiella burneti (лихорадка Ку) — в лабораторных условиях способны передаваться трансовариально, размножаются в организме клопов и сохраняют патогенность до 250 суток, выделяются с экскрементами; обнаружены в клопах из природных популяций.
Francisella tularensis (туляремия) — выделяются с экскрементами, где сохраняют патогенность от 136 до 250 суток, способны передаваться лабораторным животным через укусы клопами и при поедании ими погибших насекомых, а также при инъекции экскрементов клопов.
Brucella melitensis (бруцеллёз) — обнаружены в природных популяциях клопов, но данных о их передаче при кровососании нет; выделяются с экскрементами, где сохраняют патогенность от 6 суток до более чем 3 месяцев.
Salmonella typhi (брюшной тиф) — обнаружены в организме и экскрементах клопов, где сохраняют патогенность в течение 3 недель, передача при кровососании в лабораторных условиях не подтверждена; предполагается передача в природных условиях.
Staphylococcus aureus (септицемия) — обнаружены в слюне клопов, где сохраняют патогенность 14-15 суток; способны передаваться лабораторным животным при кровососании.
Streptococcus pneumoniae (внебольничная пневмония) — патогенны для клопов, но способны размножаться в их организме, передаются лабораторным животным при кровососании.
Yersinia pestis (чума) — патогенны для клопов, но могут сохраняться в организме выживших особей до 147 суток; предполагается передача при кровососании в природных условиях.
ВИРУСЫ
Гепатит В — в лабораторных условиях в организме клопов сохраняет патогенность в течение 2 месяцев, обнаружен в их экскрементах; в большинстве случаев не доказана его передача при кровососании другим животным; часто встречается в клопах из природных популяций. Показана возможность заражения людей путём вдыхания частиц экскрементов клопов, содержащих вирусы, но для подтверждения необходимо проведение дополнительных исследований.
Оспа — в лабораторных условиях вирусы обнаружены в слюне и гемолимфе клопов, где живут до 12 суток; отмечена их репликация в слюнных железах; передаются лабораторным животным при укусах и, вероятно, через экскременты клопов при их случайном втирании; данные по передаче в природных условиях отсутствуют.
Жёлтая лихорадка — в лабораторных условиях вирусы обнаружены в экскрементах клопов, где живут до 15 суток; при подкожной инъекции экскрементов у животных возникает болезнь; в природных условиях заражение людей может происходить при расчёсывании мест укусов и случайном втирании в них экскрементов клопов.
ГРИБЫ
Aspergillus flayus и другие виды из этого рода, Penicillium spp. и Scopulariopsis spp. — обнаружены в местах скопления клопов в жилищах человека; переносятся только пассивным путём (форезия) на покровах; эпидемиологическая роль клопов в распространении этих грибов не изучена.
ПРОСТЕЙШИЕ
Trypanosoma cruzi (болезнь Чагаса) — обнаружены в клопах природных популяций; в лабораторных условиях обнаружены в слюне и экскрементах клопов, способны размножаться в их организме, отмечена их трансовариальная передача; не передаются при кровососании, однако предполагается их передача человеку при расчёсывании им мест укусов.
Leishmania tropica, L. donovani, L. braziliensis (лейшманиозы) — в лабораторных условиях могут жить в пищеварительном тракте клопов до 44 суток, выделяются с экскрементами; заражение людей возможно при расчёсах мест укусов.
ГЕЛЬМИНТЫ
Brugia malayi и Wuchereria bancrofti (филяриозы) — личинки этих паразитов обнаружены в природных условиях только в нимфах клопов, но в большинстве случаев не способны в них развиваться и переходить в инвазионную форму.
Mansonella ozzardi (мансонеллёз) — в лабораторных условиях в организме клопа гибнут через 18 дней после кровососания; данные о передаче при укусах отсутствуют.
В целом, согласно имеющимся данным, к настоящему времени проведены исследования на 45 патогенных организмах (21 — бактерии, 11 — вирусы, 3 — грибы, 6 — простейшие, 4 — гельминты), посвящённые возможности их передачи от клопов человеку. В большинстве случаев для подтверждения роли постельных клопов в передаче того или иного патогена требуется проведение дополнительных исследований. Тем не менее, приведённые данные следует иметь в виду при массовом заселении помещений постельными клопами.
Причины увеличения численности постельных клопов в начале XXI в.
Чем можно объяснить подобное увеличение численности этих насекомых? Представитель ВОЗ С. Boase считает, что этот всплеск численности клопов связан с тремя группами причин — социальными проблемами человека, изменением окружающей среды и применением инсектицидов.
К первой группе причин относятся увеличение продажи в последние 15 лет вещей, бывших в употреблении («секонд-хенд»), активизация туризма и миграции из стран Ближнего Востока и Балкан, передвижение бизнесменов и их товаров.
Вторая группа причин включает факторы воздействия окружающей среды, в частности, увеличение круглогодично отпаливаемых помещений, что повышает репродуктивную способность клопов.
Третья группа причин включает изменение технологий и ассортимента применяемых инсектицидов. Так, в 1980-е гг. для борьбы с синантропными тараканами применяли контактные инсектициды широкого спектра действия, используя метод опрыскивания. Эти обработки характеризовались наличием остаточного действия и кроме тараканов уничтожали также постельных клопов. Переход на специальные инсектициды, их применение в инсектицидных приманках, гелях и приманочных станциях способствовало размножению клопов и заселению ими помещений. Кроме того, сменился ассортимент инсектицидов, снизилось применение фосфорорганических соединений, обладающих овицидным действием (убивающих яйца клопов). И, наконец, увеличению численности клопов способствовало формирование популяций, резистентных к инсектицидам различного химического строения.